Вторник, 2018-Декабрь-18, 21:50
| RSS
Главная » Статьи » Мои статьи

Уроки одной аварии. Фосфорный "след"
Уроки одной аварии. Фосфорный "след"
В.В.Тихоненко, генеральный директор ЭКТЦ «ВАТТ», к.т.н.
 
Авария, которая произошла во Львовской области 16 июля 2007 года с железнодорожным составом, перевозившим желтый фосфор, а также многие сообщения СМИ и комментарии разных сторон заставили меня написать эти заметки (они также были отправлены в 2007 г. в высший орган исполнительной власти). Проведенный анализ имеющейся в открытых источниках информации о событиях аварии указывает на уроки, которые необходимо хорошо усвоить как всем участникам произошедших событий, так и всем другим заинтересованным сторонам.
 
(Справка от автора: По американским данным около 80 % всех неблагоприятных событий относятся к человеческой ошибке. Примерно 20 % вносят отказы оборудования. Из этих 80% большинство человеческих ошибок (70 %) связаны со скрытыми организационными слабостями (ошибки скрывались, не было реакции на них), а около 30% связаны с индивидуальным работником. Сосредоточивая усилия на уменьшении человеческих ошибок, можно уменьшить вероятность неблагоприятных случаев и событий.
 
Надо помнить, что по расчетам Гейнриха на один несчастный случай со смертельным исходом приходится около 30 травм с менее тяжелыми последствиями и около 300 других инцидентов, которые могут пройти практически незамеченными. При этом, по оценкам Гейнриха, косвенные экономические затраты в четыре раза превышают прямые).
 
Чтобы защитить работников и население мы в любой ситуации должны заботиться: - об охране труда; - об обеспечении экологической безопасности и охране окружающей природной среды; - о защите населения и территорий от чрезвычайных ситуаций техногенного и природного характера; - пожарной безопасности; - санитарно-эпидемической безопасности.
 
Урок 1. Необходимо хорошо и своевременно информировать людей (особенно проживающих или пребывающих на месте) об аварии/чрезвычайной ситуации и, главное, о ее серьезности, средствах индивидуальной защиты, медицинской помощи/лекарственных средствах, еде, воде, состоянии окружающей среды (воздух, вода, грунт), необходимости и возможностях эвакуации. Самая первая информация об аварии всегда должна исходить только от компетентных экспертов в данном вопросе. Не должно быть никаких догадок и предположений, а сформулировано и разъяснено четко и ясно - без всяких преувеличений или недоговорок. Умение сохранять мир и равновесие, информировать людей без всякого нагнетания (это касается экспертов, чиновников, политиков, СМИ и др.). Из любого положения всегда есть, как минимум, один выход. Не нужно подогревать панику, а наоборот помочь правильной, объективной и честной информацией успокоить людей и придти вовремя им на помощь, чтобы люди видели и понимали, что их не бросили в беде.
 
Например, развешанные/розданные жителям (и всем, находящимся в зоне аварии) в окрестностях фосфорной аварии так называемые Карты безопасности материала (MSDS - карты/Material Safety Data Sheet) или по украинским регламентам - Карты данных опасного фактора и параллельные консультации специалистов (по разъяснению этих Карт) помогли бы существенно снизить имевшийся накал страстей. В этих MSDS картах, как правило, есть разделы: сведения о продукте, опасные составляющие, потенциальное воздействие на здоровье (контакт с кожей, воздействие при приеме с пищей, предельные дозы, раздражающее действие, возбуждающее действие, взаимно усиливающее действие с другими химическими веществами, кратковременное воздействие, долговременное воздействие, влияние на репродуктивность, мутагенность, канцерогенность), порядок оказания первой медицинской помощи (при попадании на кожу, при попадании в глаза, при вдыхании, при попадании в желудок), пожаро- и взрывоопасность (огнеопасность/горючесть - при каких условиях, способы тушения, особые инструкции по тушению огня,…, опасные продукты сгорания), данные по химической активности (химическая стабильность, условия химической активности, опасные продукты распада), действия в случае розлива/утечки (включая утилизацию отходов, распад/токсичность для водной флоры/фауны, грунта, воздуха), борьба с воздействием вещества и средства индивидуальной защиты (технические средства, перчатки, средства защиты органов дыхания, средства защиты органов зрения, защитная обувь, защитная одежда), требования к хранению и работе с веществом (хранение, работа, порядок транспортировки), физические характеристики вещества, экологическая информация, нормативная информация, дополнительная информация. Такие MSDS - карты (карты безопасности материала) готовит производитель и передает пользователю/потребителю. К сожалению, в Интернет-источниках не удалось найти MSDS - карту на желтый фосфор казахского производителя (который поставлял продукт в Европу), но удалось легко найти MSDS - карту другого иностранного производителя (она передана в редакцию как пример вместе с этой статьей). Такая MSDS - карта с соответствующими разъяснениями специалистов помогла бы правильно организовать передачу информации всем участникам событий.
 
А пострадавших (от любых аварий, происшествий с опасными материалами/веществами) необходимо доставлять в медицинское учреждение с MSDS - картой, для того, чтобы медики учреждения, куда доставлен пострадавший, знали о рекомендуемом MSDS - картой порядке оказания первой медицинской помощи (если она не была оказана на месте аварии), а также успешно лечили пострадавших, зная свойства опасного материала/вещества.
 
Интересен для наследования пример городских властей Нью-Йорка, где управление по чрезвычайным ситуациям города издало на разных языках (!) специальную брошюру ("ГОТОВНОСТЬ НЬЮ-ЙОРКА. КАК ПОДГОТОВИТЬСЯ К ЧРЕЗВЫЧАЙНЫМ СИТУАЦИЯМ В ГОРОДЕ НЬЮ-ЙОРКЕ”), которую распространяет через свой сайт и на бумажном носителе всем желающим бесплатно.
 
Урок 2. Должны быть идентификация (у МЧС Украины с 2006 года есть соответствующая методика) и Реестр потенциально опасных объектов/грузов железнодорожного (такой реестр также есть – см. ниже) и других видов транспорта (см.ниже), разработаны ПЛАСы (планы ликвидации аварийных ситуаций) и должны проводиться противоаварийные тренировки людей. Данных, приведенных в «Аварийной карточке № 408» на фосфор недостаточно, их надо дополнять, как минимум, данными MSDS – карты.
 
И здесь не должно быть "ведомственного фактора", необходимо внести изменения в Закон Украины "Об объектах повышенной опасности" и в другие законы. Надо использовать и международные регламенты. В последние годы в мире произошло переосмысление важности вопросов обеспечения доступности, надежности и восстанавливаемости основных ресурсов любой деятельности - людей, процессов и технологий.
 
Британский стандарт BS 25999 "Business continuity management" (в 2-х частях, автор статьи участвовал в обсуждении проекта этого британского стандарта), который хоть и называется "Управление непрерывностью бизнеса", но говорит о проведении различных действий, связанных с защитой людей, имущества и т.д. от различных событий: аварий, ураганов, наводнений, пожаров, сбоев в энергоснабжении… А помогает упредить нежелательные последствия от различных возможных нежелательных событий проведение оценки рисков, для которой можно использовать, например, стандарты по управлению рисками: ISO 31000, ISO 31010 (в разработке), BS 31100, FERMA (стандарт Федерации европейских ассоциаций риск-менеджеров) и другие. И в составленной карте оценки рисков будет информация о событиях. Определение риска, данное в стандарте ISO 31000, отличается от определения, которое дано в Законе Украины "Об объектах повышенной опасности" и других нормативно-правовых актах и надо вносить в них изменения. Конечно, о поведении в чрезвычайных ситуациях необходимо информировать не только участников их ликвидации, а обязательно всех людей, которые работают/проживают на территории, где есть чрезвычайная ситуация, как это и предписано действующими нормативно - правовыми актами.
 
Необходимо обязательно знать ответы на главные вопросы:
1. Какова вероятность возникновения инцидента?
2. Каковы будут негативные последствия?
3. Как их минимизировать?
4. Как продолжать деятельность во время и после инцидента?
5. Каковы приоритеты и временные рамки восстановления?
6. Что, как и когда необходимо сделать и кто будет делать?
7. Какие предупреждающие меры надо предпринимать, чтобы упредить/минимизировать негативные последствия?
 
Урок 3. Не нужно разыгрывать "аварийную карту" в политической борьбе. Это проигрышная карта, так как это "карта беды”. По каким бы причинам не произошла авария: по техническим причинам и/или по причине "человеческого фактора" (здесь также не надо обсуждать какого - украинского или иностранного), люди "укротили аварию" и завершили операцию по ликвидации последствий на месте аварии в установленные им сроки. Касательно установления сроков ликвидации последствий аварии, то в будущем необходимо, чтобы эти сроки не несли дополнительных рисков для людей, которые непосредственно ликвидируют последствия аварии.
 
Урок 4. Не нужно осуждать ни своих, ни чужих. Например, российская сторона заявляла, что примет "фосфорный состав" после того, как российские эксперты обследуют его, получат необходимые документы, приготовятся к прохождению "фосфорного состава" по своей территории. Естественно, им нужно было быть убежденными в том, что по дороге риск возникновения аварийных ситуаций - приемлемый (допустимый) или незначительный. В некоторых украинских СМИ были "острые шпильки" по этому поводу. Но такая позиция российской стороны - нормальная, правильная позиция. Мы так тоже должны поступать, заботясь о безопасности своих граждан, своей природы.
 
Урок 5. Необходимо проводить постоянную подготовку людей, которые могут участвовать в ликвидации аварийных ситуаций. В случае с желтым фосфором такую подготовку необходимо проводить по документам, среди которых, например, НПАОП 63.21-5.04-84 "Инструкция по наливу, сливу и эксплуатации железнодорожных цистерн для транспортировки фосфора желтого. И 113-25 - 84, "ГОСТ 8986-82 "Фосфор желтый технический", "Правила перевозки наливных грузов" (п.2.9 - "Желтый фосфор"), "Правила перевозки опасных грузов по железным дорогам", "Правила перевозки жидких грузов наливом в вагонах-цистернах и бункерных полувагонах", "Правила безопасности для производств фосфора и его неорганический соединений", "Правила безопасности во взрывных и взрывопожарных химических и нефтехимических производствах", "Аварийной карточке№408”, MSDS - карта на желтый фосфор, Карта оценки рисков при работах с фосфором желтым (разработать и утвердить), ПЛАС, "Методика визначення ризиків та їх прийнятних рівнів для декларування безпеки об'єктів підвищеної небезпеки” "Система классификации опасности и маркировки химической продукции" (GHS - СГС), Рекомендации ООН по транспортировке опасных грузов (UNRTDG), Европейское соглашение о международной дорожной перевозке опасных грузов (ADR-ДОПОГ), Конвенция МОТ (Международной организации труда) №170 и Рекомендация МОТ № 177 "О безопасности при использовании химических веществ на производстве", кодекс МОТ "Безопасность применения химических веществ в работе", Директивы Евросоюза, например, 88/379/EEC, 91/155/EEC (в последней описаны требования для письменной программы передачи информации об опасности и установлены требования к подготовке полных списков MSDS), GESTIS - система информации об опасных веществах организации Berufsgenossenschaften - общества профессиональных товариществ (Германия) и др. (автор не претендует здесь на абсолютно полный перечень документов - здесь и ниже перечислена только часть из них.).
 
Нельзя и дальше "обходить” обучение оценке профессиональных (и других) рисков. Требования по оценке профессиональных рисков содержатся:
- в директиве Европейского союза 89/391/ЕЕС (требования по введению оценки профессиональных рисков в государствах – членах Европейского Союза);
- в индивидуальных директивах Евросоюза о безопасности труда на рабочих местах (89/654/ЕЕС, 89/655/ЕЕС, 89/656/ЕЕС, 90/269/ЕЕС, 90/270/ЕЕС, 1999/92 ЕС и др.) и о защите работников от химических, физических и биологических рисков, канцерогенов и мутагенов (98/24/ЕС, 2000/54/ЕС, 2002/44/ЕС, 2003/10 ЕС, 2004/40 ЕС, 2004/37 ЕС и др.)
 
Особое место занимают и АТЕХ директивы ЕС - одна для изготовителей, а другая для пользователей оборудования:
- «ATEX 95 оборудование» (директива 94/9/EC) - оборудование и защитные системы, предназначенные для применения в потенциально взрывоопасных атмосферах;
- «ATEX 137 рабочее место» (директива 1999/92/EC) - минимальные требования для улучшения безопасности, охраны труда и здоровья работников, подвергаемых потенциальному риску от воздействия взрывоопасной атмосферы.
 
Учитывая важность оценки профессиональных рисков для безопасности труда на рабочих местах, Европейское Агентство по обеспечению здоровья и безопасности работников в 1996 г. опубликовало руководство о порядке проведения оценки рисков (Guidance on risk assessment at work. 1996) и постоянно добавляет много полезных примеров для определения опасностей при оценке профессиональных рисков. Необходимо намного активнее, чем сейчас, проводить обучение и вводить риск-менеджмент на предприятиях. ЭКТЦ «ВАТТ» для этого проводит специальные консультации и тренинги по риск-менеджменту.
 
Урок 6. Не давать "нагнетать обстановку". Это возможно с помощью проведения интервью с экспертами. Я бы не рекомендовал высоким руководителям давать оценку аварии, особенно в первые часы, пусть это делают компетентные эксперты. Мнение экспертов может меняться в связи с получением дополнительных данных и лучше пусть они дают объяснения. В ходе ликвидации аварии состава с желтым фосфором такие попытки были, и часть из них можно считать положительными.
 
Урок 7. Постоянно проверять руководителей и исполнителей на компетентность, учитывая, что "компетентность – продемонстрированные личные качества и продемонстрированная способность применять знания и умения" (как говорится в международном стандарте ISO 9000).
 
Для большей объективности необходимо проводить аудит (проверку) выполнения сторонами требований указанных выше документов и договорных обязательств. Также надо проверять, как при "фосфорной аварии" различными ведомствами Украины были выполнены требования Постановления Кабинета Министров от 03.08.1998 г. N 1198 ("Про єдину державну систему запобігання і реагування на надзвичайні ситуації техногенного та природного характеру"), ведь там они четко изложены. Это можно делать и с участием компетентных национальных экспертов, включая их также в состав экспертной группы правительственной комиссии по расследованию причин аварии. Возможно, тогда было бы и легче жить, и работать всем.
 
"Аварийный "фосфорный состав" благополучно покинул Украину. С чем можно поздравить всех людей, которые участвовали в ликвидации последствий аварии и жителей региона, где случилась авария. И на российской, и на казахской стороне с этим составом не было никаких происшествий на обратном пути.
 
Эксперты будут продолжать проводить анализ причин "фосфорной аварии". Это нужно для проведения корректирующих и предупреждающих действий для предотвращения потенциальных аварий.
 
А жизнь продолжается. Промышленность работает и грузы перевозятся. Но насилие, совершаемое людьми над природой, не остается без ответа, ведь по-другому и быть не может. Природа учит, что надо бережно к ней относиться. И каждый человек хотел бы, чтобы к нему бережно относились. Мы должны это хорошо понимать, учитывать, а также быть внимательными и осторожными, чтобы жить…
 
P.S. По этим материалам есть официальная реакция (лист МНС Украіни №02-9978/171 від 21.08.2007). В этом письме, в том числе говорится: "…Пропозиції, запропоновані Вами, надзвичайно слушні і в подальшому будуть враховані фахівцями Міністерства під час ліквідації подібних аварій. Міністерство висловлює Вам вдячність за Вашу турботу щодо ліквідації зазначеної аварії та сподівається на подальшу співпрацю". Т.в.о Міністра В. Антонець
Категория: Мои статьи | Добавил: iso-manager (2010-Февраль-19)
Просмотров: 2094 | Теги: НПАОП, Охрана окружающей среды, обеспечение экологической безопасно, охрана труда, MSDS - карты/Material Safety Data S, Пожарная безопасность
Всего комментариев: 0